Александр Дейнека (1899-1969)

А. Дейнека - живописец и график, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1969), член КПСС (с 1960).

Образование получил в Харьковском художественном училище и ВХУТЕМАСе (Москва, 1920-1925). В 1920-х гг. входил в группу «Октябрь». Один из виднейших представителей социалистического реализма. Основная тема его работ - патриотическая героика, прославление коммунистического труда, изображение идеализированного советского человека.

В годы войны создавал проникнутые героическим пафосом, символически обобщенные батальные полотна («Оборона Севастополя», 1942, ГРМ), суровые драматические пейзажи - живописные («Окраины Москвы. Ноябрь 1941 года», 1941, ГТГ; «Сгоревшая деревня», 1942, ГРМ) и графические (серии «Москва военная», 1942-1946, ГТГ; «Берлин», 1945, ГТГ). Мечта о возвращении мирных дней воплощена в картине «Раздолье» (1944, ГРМ).

Стиль Дейнеки был характерен для всех существовавших в то время тоталитарных государств. Его творчество получило высокую оценку лидеров фашистских стран, а Б. Муссолини считал его вообще одним из лучших художников мира. Тем не менее Дейнека в годы правления И. В. Сталина подвергался нападкам за недостаточный революционный пафос картин и «формализм», но преследованиям не подвергался. После смерти Сталина продолжал оставаться популярным среди кремлевского руководства художником. В 1962-1966 стал вице-президентом Академии художеств СССР.

Дейнека был награжден Ленинской премией (1964), орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.

Несмотря на более сложные условия труда ваятеля по сравнению с живописцем и графиком, советские скульпторы с первых дней войны активно работали, участвовали и в передвижных выставках. В скульптуре военных лет даже явственнее, чем в живописи, ощутим приоритет портретного жанра. Со временем в скульптурном портрете, как и в живописи, над индивидуально-конкретным берет верх идеальное, возвышенно-героическое, нередко откровенно-идеализированное.

В 1941–1945 гг., в годы великой битвы с фашизмом, художниками было создано немало произведений, в которых они выразили всю трагедию войны и прославили подвиг победившего народа.

Даже после войны развитие живописи по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю.М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин» 1951 г.), А.И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников.

Контакты

Преподаватель физики "Чебоксарского электромеханического колледжа" 

 

e-mail: tk2308@yandex.ru