Константин Юон (1875-1958)

 Константин Федорович Юон - российский живописец, народный художник СССР (1950), действительный член АХ СССР (1947). Член Союза русских художников. Жизнерадостные пленэрные пейзажи («Мартовское солнце», 1915), жанрово-пейзажные и тематические картины («Утро индустриальной Москвы», 1949). Театральный художник. Государственная премия СССР (1943), лауреат Сталинской премии (1943).

Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1898). В 1898- 1900 работал в мастерской В.А. Серова. Был достаточно известен еще до революции, специализировался на жизнерадостных пленэрных пейзажах. Наиболее известная картина этого периода «Мартовское солнце» (1915). После революции быстро приспособился к запросам новой власти. В 1925 вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Оформлял спектакли, а затем переключился на «воплощение темы революции в аллегорических композициях». В 1923 начал писать более четкие картины, как того требовали партийные идеологи от культуры. Среди его работ «Парад Красной Армии» (1923), «Ариша-делегатка» (1925), «Перед вступлением в Кремль» (1926), «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941» (1942), «Штурм Кремля в 1917» (1949), «Утро индустриальной Москвы» (1949) и т.д. Написал большое число портретов. В 1951 вступил в ВКП(б).

Люди военной поры изменились и изменилась среда их пребывания. Мир утрачивает лирическую замкнутость, он шире, просторнее, драматичнее и содержательнее. Природа ободряет и служит опорой. Особое место закономерно занимает портрет, демонстрируя естественное желание воплотить идеал героя. Батальный и бытовой жанры оказываются представленными наиболее ярко единственным в своем роде полотном «Мать партизана» С. Герасимова (1943). Особое значение приобретает живопись исторического жанра, как бы предполагая опору на победоносные традиции прошлого несмотря на весь его драматизм. Опыт истории переживается через призму его значимости для понимания и истолкования настоящего. Одновременно открывается еще одна характерная черта - очень острое переживание повседневного, открывшегося с новой стороны как совершенно драгоценного и редкого, в то время как повседневным становилось страшное, невообразимое, ранее немыслимое и невозможное.

Монументальная живопись, конечно, имела немного возможностей в годы войны. Но даже и в это время тяжелейших испытаний искусство «вечных материалов», фрески и мозаики, продолжало свое существование и развитие. Знаменательно, что в блокадном Ленинграде в мозаичной мастерской Академии художеств набираются мозаики для метро по картонам Дейнеки.

Контакты

Преподаватель физики "Чебоксарского электромеханического колледжа" 

 

e-mail: tk2308@yandex.ru